РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Социальная психология»
12:02 PM
Edit
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Социальная психология»
для специальности 030602 – «Связи с общественностью»
(заочная форма обучения)
Программу
составил: кандидат психологических наук, доцент М.Ю. Семенов
1. Описание курса и ожидаемые результаты обучения
Курс предназначен для того, чтобы сформировать
представление о социальной психологии.
Основная цель курса — сформировать общее понимание
социально-психологических механизмов поведения отдельных индивидов,
социально-психологических особенностей функционирования, формирования и
развития групп и механизмов социального взаимодействия и общения в коллективе.
В результате учебной
деятельности по предлагаемой учебной программе слушатели:
- познакомятся с предметом и научными особенностями социальной
психологии;
- будут иметь представление об основных социально-психологических
механизмах социального поведения человека
- будут знать структуру, основные факторы и психологические
механизмы существования групп
- будут уметь анализировать социальные явления с
точки зрения социальной психологии,
- будут владеть знаниями о психологических особенностях социального
взаимодействия.
Область практического применения полученных знаний и
умений: связи с общественностью.
2. Содержание курса
Перечень разделов и тем дисциплины с короткой
аннотацией.
Содержание темы
|
Тема 1. Социальная психология как наука.
Короткая
аннотация: Проблема предмета социальной психологии. Социальное как специфический феномен. Общая специфика
социальной психологии.
|
Тема 2. Основные этапы развития социальной психологии.
Короткая
аннотация: Научные и социальные предпосылки выделения социальной психологии
как самостоятельной науки. Экспериментальный этап развития социальной
психологии. Этапы становления социальной психологии в России. Теоретико-методологические
основы прикладной зарубежной и отечественной социальной психологии на
современном этапе развития.
|
Тема 3. Проблемы личности в социальной психологии.
Короткая
аннотация: Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности.
Представления о личности в зарубежной
социальной психологии. Представления о личности в отечественной
социальной психологии. Проблемы исследования личности в социальной
психологии.
|
Тема 4. Общая характеристика больших групп и
массовидных явлений.
Короткая
аннотация: Общая характеристика больших групп. Слухи и паника как массовидные
явления.
|
3.
Организация учебного процесса
№
|
Наименование тем и
разделов
|
Виды активности
студента
|
Форма контроля
|
1.
|
Тема 1.
Социальная психология как наука.
Проблема
предмета социальной психологии. Социальное как специфический феномен. Общая
специфика социальной психологии.
|
самостоятельная работа с теоретическим
материалом
|
выполнение заданий
|
2
|
Тема 2.
Основные этапы развития социальной психологии
Научные
и социальные предпосылки выделения социальной психологии как самостоятельной
науки. Экспериментальный этап развития социальной психологии. Этапы
становления социальной психологии в России. Теоретико-методологические основы
прикладной зарубежной и отечественной социальной психологии на современном
этапе развития.
|
самостоятельная
работа с теоретическим материалом
|
выполнение заданий
|
3
|
Тема 3.
Проблемы личности в социальной психологии
Специфика
социально-психологического подхода к пониманию личности. Представления о
личности в зарубежной социальной
психологии. Представления о личности в отечественной социальной психологии. Проблемы
исследования личности в социальной психологии.
|
самостоятельная
работа с теоретическим материалом
|
выполнение заданий
|
4
|
Тема 4. Общая характеристика больших групп
и массовидных явлений. Общая характеристика больших групп. Слухи и паника как
массовидные явления.
|
самостоятельная
работа с теоретическим материалом
|
выполнение
заданий
итоговое
тестирование
|
2. Требования для
получения оценки по курсу.
Для получения
зачета студенту необходимо выполнить домашнее задание, пройти итоговое тестирование
и письменно ответить на экзаменационный вопрос.
4. Информационное обеспечение курса
- Обязательная литература (книги, электронные издания)
Московцева О.В. Социальная психология:
Конспект лекций. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. 59 с.
- Дополнительные источники (периодические издания, интернет-ресурсы и др.).
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: МГУ,
1988.
Майерс Д. Социальная психология. С-Пб.: Питер,
1997.
5. Требования к рабочему месту студента
- Минимальные аппаратные требования:
-
процессор – Celeron
-
оперативная память – 256 Мб и более
-
память на жестком диске – 10 Мб
-
наличие CD-ROM – не обязательно
-
звуковой карты - не обязательно.
- Минимальные системные требования (операционная система) – Windows 98 и выше.
- Минимальные требования к интернет-соединению – модемная связь 32 кбит.
- Перечень необходимого программного обеспечения – ОС Windows, MS Word 97 и выше, IE 5.0 и выше.
6. Описание комплектности ЭУМК
1. В состав выдаваемого студенту
комплекта входят:
I. Рабочая программа курса
– Рабочая программа
Социальная психология .doc
II. Рабочий учебный план (календарный
план)
– Рабочий учебный план
Социальная психология.doc
III. Руководство по
изучению курса
–
Руководство по изучению курса Социальная психология.doc
IV. Учебное пособие
– Конспект лекций Социальная психология.doc
V. Материалы для контроля
– Тесты
по Социальной психологии.doc
– Контрольные
вопросы Социальная психология.doc
VII. Пособие по
организации дистанционного обучения
–
Пособие по организации дистанционного обучения Социальная психология.doc
2. На сервере СДО Прометей
содержатся следующие компоненты курса…
I. Рабочая программа курса
– Рабочая программа
Социальная психология.doc
II. Рабочий учебный план (календарный
план)
– Рабочий учебный план
Социальная психология.doc
III. Руководство по
изучению курса
–
Руководство по изучению курса Социальная психология.doc
IV. Учебное пособие
– Конспект лекций Социальная психология.doc
V. Материалы для контроля
– Тесты
по Социальной психологии.doc
– Контрольные
вопросы Социальная психология.doc
VII. Пособие по
организации дистанционного обучения
–
Пособие по организации дистанционного обучения Социальная психология.doc
3. Обращаться к материалам,
размещенным на сервере СДО Прометей следует по адресу … ,
реквизиты доступа выдаются в ….
II. Рабочий учебный план (календарный план) по
дисциплине «Социальная психология» для
специальности 030602 – «Связи с
общественностью» (заочная форма обучения)
Перечень тем и разделов курса
|
Количество дней для изучения
|
Типы мероприятий
|
Длительность мероприятий (даты начала-окончания)
|
Форма контроля
|
Тема 1.
Социальная психология как наука.
|
30
|
самостоятельная работа с теоретическим
материалом и выполнение заданий
|
01.11 -30.11
|
промежуточное тестирование
|
Тема 2.
Основные этапы развития социальной психологии
|
31
|
самостоятельная работа с теоретическим
материалом и выполнение заданий
|
01.12 -31.12
|
промежуточное
тестирование
|
Тема 3.
Проблемы личности в социальной психологии
|
31
|
самостоятельная работа с теоретическим
материалом и выполнение заданий
|
01.01 -31.01
|
промежуточное
тестирование
|
Тема 4. Общая характеристика больших групп
и массовидных явлений.
|
28
|
самостоятельная работа с теоретическим
материалом и выполнение заданий
|
01.02 -28.02
|
итоговое
тестирование
|
III. Руководство по изучению курса по дисциплине «Социальная психология» для
специальности 030602 – «Связи с
общественностью» (заочная форма обучения)
Предназначен
для студентов дистанционного обучения по специальности 030602 Связи с
общественностью. Цель данного методического
пособия оказать помощь при дистанционном обучении и в самостоятельной
подготовке студентов-психологов по учебному курсу «Социальная психология».
Методические
указания позволят более глубоко понять теоретический материал
лекционных и семинарских занятий и точнее оценить степень его освоения.
Введение
В данных методических
рекомендациях представлены общие замечания по самостоятельной подготовки тем, а
также подробное содержание занятий для студентов, самостоятельно осваивающих
данный курс или отдельные темы.
Для каждой темы предлагается
список рекомендуемой литературы, а также практические и тестовые задания,
вопросы для самоконтроля, направленные на понимание теоретического материала и
на самостоятельное оценивание степени его освоения.
Учебная программа курса
«Социальная психология» нацелена на обеспечение специальной подготовки
студентов.
Цели:
сформировать общее понимание социально-психологических механизмов поведения
отдельных индивидов, социально-психологических особенностей функционирования,
формирования и развития групп и механизмов социального взаимодействия и общения
в коллективе.
Задачи:
–
показать предмет и научные особенности
социальной психологии;
–
раскрыть основные
социально-психологические механизмы социального поведения человека;
–
рассмотреть структуру, основные факторы
и психологические механизмы существования групп;
–
показать психологические особенности
социального взаимодействия.
–
Основные требования
к знаниям студента по данному учебному курсу:
- иметь знания и
общие представления о предмете социальной психологии и особенностях социальной
психологии как науки;
- представлять
основные социально-психологические закономерности поведения личности и
механизмы влияния социальных факторов;
- представлять
основные закономерности функционирования и развития групп.
Курс «Социальная психология» предполагает лекционные и семинарские
формы. На лекционных и семинарских занятиях рассматриваются более углубленно
ключевые зарубежные социально-психологические теории.
Методические рекомендации
по самостоятельной подготовки тем курса «Социальная психология»
1.
Общие замечания
Самостоятельная подготовка тем предполагает:
·
прочтение источников, указанных к
теме;
·
конспектирование основных идей,
заключающих в себе ответы на каждый из вопросов занятия;
·
письменное выполнение практических
заданий, представленных в каждой теме курса занятий.
2. Содержание курса занятий и практические задания
Тема 1.
Социальная психология как наука и практика
Цели и
задачи раздела: изучить проблемы предмета социальной психологии, социальное как
специфический феномен и общую специфику социальной психологии.
Требования
к базовым знаниям студента по данному разделу: студенты должны знать проблемы
предмета социальной психологии, социальное как специфический феномен и общую
специфику социальной психологии.
Описание всех видов работы студента при изучении раздела:
·
изучение теории раздела:
Лекция 1. Проблема предмета социальной
психологии.
|
Лекция 2. Социальное как специфический феномен.
|
Лекция 3. Общая специфика социальной
психологии.
|
Литература:
Московцева О.В. Социальная психология: Конспект лекций. Омск: Изд-во ОмГТУ,
2005. 59 с.
·
выполнение практических
заданий раздела;
Дайте
аргументированные письменные ответы:
Задание 1.
Если сейчас в группу придут социолог, социальный психолог, психолог, то что
будут они исследовать? Объект исследований – группа людей, а каков предмет у
этих исследователей?
Задание
2. Перечислите социально-психологические
явления, возникающие в учебной ситуации.
Задание 3.
Определите предметы трех наук (социологии, психологии, социальной психологии)
по отношению к такому социальному явлению как БОМЖ.
·
выполнение контрольных работ
раздела;
не предусмотрены
·
возможности самопроверки для
студента по изученному им разделу.
Контрольные
вопросы к теме 1
Описание форм
промежуточного и итогового контроля знаний:
·
перечень контрольных работ
не предусмотрены
·
описание форм итогового
контроля знаний;
Контрольные
вопросы к теме 1
·
перечень вопросов для
итогового контроля знаний.
Контрольные
вопросы к теме 1
1.
Раскройте объект и предмет
социальной психологии.
2.
Покажите на конкретных примерах
отличие предмета социальной психологии от предмета общей психологии.
3.
В чем заключалась дискуссия о
предмете социальной психологии в отечественной психологии.
4.
Раскройте сущность социального как
специфического феномена.
5.
Назовите три уровня существования
научного знания. Раскройте их сущность относительно специфики социальной
психологии.
6.
Раскройте иерархию и соотношение
социально-психологических феноменов.
7.
Перечислите методы
социально-психологических исследований.
8.
Назовите прикладные отрасли
социальной психологии и обозначьте их отличие от других прикладных отраслей
психологии.
Тема 2. Основные
этапы развития социальной психологии.
Цели и
задачи раздела: изучить научные и социальные предпосылки выделения социальной
психологии как самостоятельной науки, экспериментальный этап развития
социальной психологии, теоретико-методологические основы прикладной зарубежной
и отечественной социальной психологии на современном этапе развития.
Требования
к базовым знаниям студента по данному разделу: студенты должны знать научные и
социальные предпосылки выделения социальной психологии как самостоятельной
науки, экспериментальный этап развития социальной психологии, теоретико-методологические
основы прикладной зарубежной и отечественной социальной психологии на
современном этапе развития.
Описание всех видов работы студента при изучении раздела:
·
изучение теории раздела:
Лекция 1. Научные и социальные предпосылки
выделения социальной психологии как самостоятельной науки.
|
Лекция 2. Экспериментальный этап развития
социальной психологии
|
Лекция 3. Этапы становления социальной
психологии в России
|
Лекция 4. Теоретико-методологические основы
прикладной зарубежной и отечественной социальной психологии на современном
этапе развития.
|
Литература:
Московцева О.В. Социальная психология: Конспект лекций. Омск: Изд-во ОмГТУ,
2005. 59 с
·
выполнение практических
заданий раздела;
Дайте
аргументированные письменные ответы:
Задание 4. Составьте схему или таблицу,
отражающую поэтапное историческое формирование социальной психологии как науки.
Задание 5. Составьте таблицу,
отражающую поэтапное формирование социально-психологических идей в России.
Задание 6. Составьте схему, отражающую
состояние прикладной социальной психологии на современном этапе.
·
выполнение контрольных работ
раздела;
не предусмотрены
·
возможности самопроверки для
студента по изученному им разделу.
Контрольные
вопросы к теме 2
Описание форм
промежуточного и итогового контроля знаний:
·
перечень контрольных работ
не предусмотрены
·
описание форм итогового
контроля знаний;
Контрольные
вопросы к теме 2
·
перечень вопросов для
итогового контроля знаний.
Контрольные
вопросы к теме 2
1. Перечислите
предпосылки становления социальной психологии как науки.
2. Какие
основные этапы в развитии социальной психологии вы можете назвать, и каковы их
основные достижения.
3 .Перечислите
основные направления современной американской и западно-европейской социальной
психологии.
4. Проведите
сравнительный анализ подходов к исследованию социально-психологических
феноменов в перечисленных выше направлениях.
5. Раскройте
этапы становления отечественной социальной психологии.
6. Раскройте
особенности теоретико-методологических основ прикладной социальной психологии
на современном этапе развития.
Тема 3. Проблемы
личности в социальной психологии.
Цели и
задачи раздела: изучить специфику социально-психологического подхода к
пониманию личности, представления о личности в зарубежной социальной психологии,
представления о личности в отечественной социальной психологии, проблемы
исследования личности в социальной психологии.
Требования
к базовым знаниям студента по данному разделу: студенты должны знать специфику
социально-психологического подхода к пониманию личности, представления о
личности в зарубежной социальной психологии, представления о личности в
отечественной социальной психологии, проблемы исследования личности в
социальной психологии.
Описание всех видов работы студента при изучении раздела:
·
изучение теории раздела:
Лекция 1.
Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности.
|
Лекция 2.
Представления о личности в зарубежной социальной психологии.
|
Лекция 3.
Представления о личности в отечественной социальной психологии.
|
Лекция 4.
Проблемы исследования личности в социальной психологии.
|
Литература:
Московцева О.В. Социальная психология: Конспект лекций. Омск: Изд-во ОмГТУ,
2005. 59 с
·
выполнение практических
заданий раздела;
Дайте
аргументированные письменные ответы:
Задание 7. Рожденное существо – это
человек? Аргументируйте свою точку
зрения.
Задание 8. Покажите на конкретных
примерах достоинства и недостатки моделей личности, рассматриваемых социальной
психологией: человек реагирующий (механический), человек когнитивный
(познающий), человек психоэнергитический, человек самореализующийся, человек
качественный, человек ролевой, человек психодинамический, человек как
совокупность отношений.
Задание 9. Приведите примеры своих
социальных установок.
Задание 10. Покажите в приведенных вами
примерах социальных установок эмоциональный, когнитивный и поведенческий их
компонент.
Задание 11. Ответьте, что такое «Я» в
вашем понимании?
Задание 12. Определите границы «Я»
человека.
Задание 13. В
отечественной и зарубежной психологии сформировалась точка зрения на
«Я-концепцию» как на социальную установку. Следовательно, можно рассмотреть
самоотношение через три уровня: когнитивный, аффективный и поведенческий. Дайте
определении и отличите данные аспекты самоотношения.
·
выполнение контрольных работ
раздела;
не предусмотрены
·
возможности самопроверки для
студента по изученному им разделу.
Контрольные
вопросы к теме 3
Описание форм
промежуточного и итогового контроля знаний:
·
перечень контрольных работ
не предусмотрены
·
описание форм итогового
контроля знаний;
Контрольные
вопросы к теме 3
·
перечень вопросов для
итогового контроля знаний.
Контрольные
вопросы к теме 3
1. В чем
заключается специфика
социально-психологического подхода к пониманию личности.
2. Сравните
зарубежные теоретические социально-психологические подходы к пониманию
личности. В чем их достоинства и недостатки.
3. Приведите
примеры использования данных моделей в прикладной социальной психологии.
4. Раскройте
и сравните основные отечественные социально-психологические подходы к пониманию
личности.
5. Обозначьте
основной круг проблем исследования личности в социальной психологии.
Тема 4. Общая
характеристика больших групп и массовидных явлений.
Цели и
задачи раздела: изучить общую характеристику больших групп, слухи и панику как
массовидные явления.
Требования
к базовым знаниям студента по данному разделу: студенты должны знать общую
характеристику больших групп, слухи и панику как массовидные явления.
Описание всех видов работы студента при изучении раздела:
·
изучение теории раздела:
Лекция 1.
Общая характеристика больших групп.
|
Лекция 2.
Слухи и паника как массовидные явления.
|
Литература:
Московцева О.В. Социальная психология: Конспект лекций. Омск: Изд-во ОмГТУ,
2005. 59 с
·
выполнение практических
заданий раздела;
Дайте
аргументированные письменные ответы:
Задание 14.Дайте
краткое описание больших социальных групп, к которым вы можете себя отнести.
Задание 15.
Дайте 2-3 практические рекомендации, как вести себя в толпе футбольных фанатов,
если вы случайно оказались в ней.
Задание 16.
Попробуйте сформулировать социально-психологические отличия русских от казахов,
украинцев, немцев.
Задание 17.
Приведите примеры проявления феномена деиндивидуализации личности в вашей
студенческой группе.
Задание 18.
Какие факторы способствовали обезличиванию в приведенном вами примере?
Задание 19.
Вспомните и приведите примеры проявления феномена деиндивидуализации,
демонстрируемые в отечественных и зарубежных художественных фильмах.
·
выполнение контрольных работ
раздела;
не предусмотрены
·
возможности самопроверки для
студента по изученному им разделу.
Контрольные
вопросы к теме 3
Описание форм промежуточного и итогового контроля знаний:
·
перечень контрольных работ
не предусмотрены
·
описание форм итогового
контроля знаний;
Контрольные
вопросы к теме 4.
·
перечень вопросов для
итогового контроля знаний.
Контрольные
вопросы к теме 4:
1. Что
понимается под большими социальными группами? На какие виды они разделяются?
2. Дайте
характеристику уровням развития больших социальных групп.
3. Какие
основные элементы составляют психологию больших социальных групп?
4. В каких
формах проявляется психология больших социальных групп?
5. Какие
признаки характеризуют толпу как социальную группу?
6. Назовите
основные вилы толпы.
7. Чем
наиболее принципиально различается поведение человека в толпе и вне толпы?
8. Какие
социальные условия являются благоприятным и для возникновения слухов в больших
группах?
9. В чем
состоят основные функции слухов?
10. Что
характеризует панику как социально-психологическое явление?
11. Что
предрасполагает к возникновению панических состояний людей?
V. Материалы для контроля
– Контрольные вопросы Социальная психология.doc
Контрольные
вопросы по дисциплине
«Социальная психология» для специальности 030602 – «Связи с общественностью» (заочная
форма обучения)
1.
Социальная психология как наука.
2.
Этические проблемы
социально-психологических исследований.
3.
История развития социальной
психологии.
4.
Социально-психологическое
понимание личности.
5.
Процесс социализации: стадии, институты,
механизмы и виды.
6.
Механизмы половой социализации
7.
Социальный контроль как регулятор
поведения.
8.
Основы ролевой теории.
9.
Социальная установка и структура
диспозиций по В.А.Ядову.
10. Формирование самосознания и структура «Я» по У. Джемсу.
11. Формирование самосознания с позиций интеракционизма.
12. Структура самосознания.
13. Генезис самосознания: стадии и механизмы.
14. Социальное мышление.
15. Теория каузальной атрибуции.
16. Общая характеристика взаимоотношений.
17. Аттракция и определяющие ее факторы
18. Факторы и механизмы неприязни и агрессии.
19. Классификация групп и отличительные признаки малой группы.
20. Социально-психологическая структура группы.
21. Процесс группообразования и развития малой группы.
22. Теория группового развития У. Бенниса и Г. Шепарда.
23. Теории коллектива в отечественной психологии.
24. Теория поля и групповая динамика по К. Левину.
25. Социально-психологические явления в малой группе.
26. Механизмы социального научения по А. Бандуре.
27. Механизмы социального поведения по Дж. Хомансу.
28. Теория взаимозависимости Г.Келли и Дж. Тибо.
29. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.
30. Психологические особенности больших социальных общностей и массовидных
явлений.
VII. Пособие по
организации дистанционного обучения
по
дисциплине «Социальная психология» для
специальности 030602 – «Связи с общественностью»
(заочная форма обучения)
Это
Пособие призвано дать студенту представление о стиле и характере обучения без
непосредственного контакта с преподавателем и сокурсниками.
- Организационные вопросы
Общая
схема и порядок организации дистанционного обучения:
Перечень тем и разделов курса
|
Количество дней для изучения
|
Типы мероприятий
|
Длительность мероприятий (даты начала-окончания)
|
Форма контроля
|
Тема 1.
Социальная психология как наука.
|
30
|
самостоятельная работа с теоретическим
материалом
|
01.11 -30.11
|
выполнение заданий
|
Тема 2.
Основные этапы развития социальной психологии
|
31
|
самостоятельная работа с теоретическим
материалом
|
01.12 -31.12
|
выполнение заданий
|
Тема 3.
Проблемы личности в социальной психологии
|
31
|
самостоятельная работа с теоретическим материалом
|
01.01 -31.01
|
выполнение заданий
|
Тема 4. Общая характеристика больших групп
и массовидных явлений.
|
28
|
самостоятельная работа с теоретическим
материалом
|
01.02 -28.02
|
выполнение
заданий и
итоговое
тестирование
|
Самостоятельная
работа с теоретическим материалом происходит в соответствии с темами по
специальной литературе:
- Обязательная литература (книги, электронные издания)
Московцева О.В. Социальная психология:
Конспект лекций. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. 59 с.
- Дополнительные источники (периодические издания, интернет-ресурсы и др.).
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: МГУ,
1988.
Майерс Д. Социальная психология. С-Пб.: Питер,
1997.
Важно
соблюдать Календарный план и своевременно выполнять задания. Использование СДО
Прометей, мероприятия курса и электронные семинаров не предполагаются
- Оценивание и консультации
Оцениваемые задания (мероприятия) курса студент присылает на
электронный адрес преподавателя.
Студент может ожидать оценку за выполненное задание в течение 15 дней. Консультации
с преподавателем осуществляются посредством электронной почты и ICQ.
- Технические вопросы
- Минимальные аппаратные требования:
- процессор – Celeron
- оперативная память – 256 Мб и более
- память на жестком диске – 10 Мб
- наличие CD-ROM – не обязательно
- звуковой карты – не обязательно.
- Минимальные системные требования (операционная система) – Windows 98 и выше.
- Минимальные требования к интернет-соединению – модемная связь 32 кбит.
- Перечень необходимого программного обеспечения – ОС Windows, MS Word 97 и выше, IE 5.0 и выше.