-->

Ads

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Социальная психология»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Социальная психология»

для специальности  030602 – «Связи с общественностью»

(заочная форма обучения)

 

Программу составил: кандидат психологических наук, доцент М.Ю. Семенов

1. Описание курса и ожидаемые результаты обучения

Курс предназначен для того, чтобы сформировать представление о социальной психологии.
Основная цель курса — сформировать общее понимание социально-психологических механизмов поведения отдельных индивидов, социально-психологических особенностей функционирования, формирования и развития групп и механизмов социального взаимодействия и общения в коллективе.
В результате учебной деятельности по предлагаемой учебной программе слушатели:
- познакомятся с предметом и научными особенностями социальной психологии;
- будут иметь представление об основных социально-психологических механизмах социального поведения человека
- будут знать структуру, основные факторы и психологические механизмы существования групп
- будут уметь анализировать социальные явления с точки зрения социальной психологии,
- будут владеть знаниями о психологических особенностях социального взаимодействия.
Область практического применения полученных знаний и умений: связи с общественностью.


2. Содержание курса
Перечень разделов и тем дисциплины с короткой аннотацией.

Содержание темы
Тема 1. Социальная психология как наука.
Короткая аннотация: Проблема предмета социальной психологии. Социальное  как специфический феномен. Общая специфика социальной психологии.
Тема 2. Основные этапы развития социальной психологии.
Короткая аннотация: Научные и социальные предпосылки выделения социальной психологии как самостоятельной науки. Экспериментальный этап развития социальной психологии. Этапы становления социальной психологии в России. Теоретико-методологические основы прикладной зарубежной и отечественной социальной психологии на современном этапе развития.
Тема 3. Проблемы личности в социальной психологии.
Короткая аннотация: Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности. Представления о личности в зарубежной  социальной психологии. Представления о личности в отечественной социальной психологии. Проблемы исследования личности в социальной психологии.
Тема 4. Общая характеристика больших групп и массовидных явлений.
Короткая аннотация: Общая характеристика больших групп. Слухи и паника как массовидные явления.

3. Организация учебного процесса

Наименование тем и разделов
Виды активности студента
Форма контроля
1.
Тема 1. Социальная психология как наука.
Проблема предмета социальной психологии. Социальное как специфический феномен. Общая специфика социальной психологии.
самостоятельная работа с теоретическим материалом
выполнение заданий
2
Тема 2. Основные этапы развития социальной психологии
Научные и социальные предпосылки выделения социальной психологии как самостоятельной науки. Экспериментальный этап развития социальной психологии. Этапы становления социальной психологии в России. Теоретико-методологические основы прикладной зарубежной и отечественной социальной психологии на современном этапе развития.
самостоятельная работа с теоретическим материалом
выполнение заданий
3
Тема 3. Проблемы личности в социальной психологии
Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности. Представления о личности в зарубежной  социальной психологии. Представления о личности в отечественной социальной психологии. Проблемы исследования личности в социальной психологии.
самостоятельная работа с теоретическим материалом
выполнение заданий
4
Тема 4. Общая характеристика больших групп и массовидных явлений. Общая характеристика больших групп. Слухи и паника как массовидные явления.
самостоятельная работа с теоретическим материалом
выполнение заданий
итоговое тестирование

2. Требования для получения оценки по курсу.
Для получения зачета студенту необходимо выполнить домашнее задание, пройти итоговое тестирование и письменно ответить на экзаменационный вопрос.


4. Информационное обеспечение курса

  1. Обязательная литература (книги, электронные издания)
Московцева О.В. Социальная психология: Конспект лекций. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. 59 с.

  1. Дополнительные источники (периодические издания, интернет-ресурсы и др.).
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: МГУ, 1988.
Майерс Д. Социальная психология. С-Пб.: Питер, 1997.


5. Требования к рабочему месту студента
  1. Минимальные аппаратные требования:
-        процессор – Celeron
-        оперативная память – 256 Мб и более
-        память на жестком диске – 10 Мб
-        наличие CD-ROM – не обязательно
-        звуковой карты - не обязательно.
  1. Минимальные системные требования (операционная система) – Windows 98 и выше.
  2. Минимальные требования к интернет-соединению – модемная связь 32 кбит.
  3. Перечень необходимого программного обеспечения – ОС Windows, MS Word 97 и выше, IE 5.0 и выше.

6. Описание комплектности ЭУМК
1.      В состав выдаваемого студенту комплекта входят:
I. Рабочая программа курса
– Рабочая программа Социальная психология .doc

II. Рабочий учебный план (календарный план)
– Рабочий учебный план Социальная психология.doc

III. Руководство по изучению курса
– Руководство по изучению курса Социальная психология.doc

IV. Учебное пособие 
   Конспект лекций Социальная психология.doc

V. Материалы для контроля
– Тесты по Социальной психологии.doc
– Контрольные вопросы Социальная психология.doc

VII. Пособие по организации дистанционного обучения
– Пособие по организации дистанционного обучения Социальная психология.doc


2.      На сервере СДО Прометей содержатся следующие компоненты курса…
I. Рабочая программа курса
– Рабочая программа Социальная психология.doc

II. Рабочий учебный план (календарный план)
– Рабочий учебный план Социальная психология.doc

III. Руководство по изучению курса
– Руководство по изучению курса Социальная психология.doc

IV. Учебное пособие 
   Конспект лекций Социальная психология.doc

V. Материалы для контроля
– Тесты по Социальной психологии.doc
– Контрольные вопросы Социальная психология.doc

VII. Пособие по организации дистанционного обучения
– Пособие по организации дистанционного обучения Социальная психология.doc


3.      Обращаться к материалам, размещенным на сервере СДО Прометей следует по адресу … ,
реквизиты доступа выдаются в ….



II. Рабочий учебный план (календарный план) по дисциплине  «Социальная психология» для специальности  030602 – «Связи с общественностью» (заочная форма обучения)

Перечень тем и разделов курса
Количество дней для изучения
Типы мероприятий
Длительность мероприятий (даты начала-окончания)
Форма контроля
Тема 1. Социальная психология как наука.
30
самостоятельная работа с теоретическим материалом и выполнение заданий
01.11 -30.11
промежуточное тестирование
Тема 2. Основные этапы развития социальной психологии
31
самостоятельная работа с теоретическим материалом и выполнение заданий
01.12 -31.12
промежуточное тестирование
Тема 3. Проблемы личности в социальной психологии
31
самостоятельная работа с теоретическим материалом и выполнение заданий
01.01 -31.01
промежуточное тестирование
Тема 4. Общая характеристика больших групп и массовидных явлений.
28
самостоятельная работа с теоретическим материалом и выполнение заданий
01.02 -28.02
итоговое тестирование



III. Руководство по изучению курса по дисциплине  «Социальная психология» для специальности  030602 – «Связи с общественностью» (заочная форма обучения)


Предназначен для студентов дистанционного обучения по специальности 030602 Связи с общественностью. Цель данного методического пособия оказать помощь при дистанционном обучении и в самостоятельной подготовке студентов-психологов по учебному курсу «Социальная психология».
Методические указания позволят более глубоко понять теоретический материал лекционных и семинарских занятий и точнее оценить степень его освоения.

Введение
В данных методических рекомендациях представлены общие замечания по самостоятельной подготовки тем, а также подробное содержание занятий для студентов, самостоятельно осваивающих данный курс или отдельные темы.
Для каждой темы предлагается список рекомендуемой литературы, а также практические и тестовые задания, вопросы для самоконтроля, направленные на понимание теоретического материала и на самостоятельное оценивание степени его освоения.
Учебная  программа курса «Социальная психология» нацелена на обеспечение специальной подготовки студентов.
Цели: сформировать общее понимание социально-психологических механизмов поведения отдельных индивидов, социально-психологических особенностей функционирования, формирования и развития групп и механизмов социального взаимодействия и общения в коллективе.
Задачи:
     показать предмет и научные особенности социальной психологии;
     раскрыть основные социально-психологические механизмы социального поведения человека;
     рассмотреть структуру, основные факторы и психологические механизмы существования групп;
     показать психологические особенности социального взаимодействия.
      
Основные требования к знаниям студента по данному учебному курсу:
- иметь знания и общие представления о предмете социальной психологии и особенностях социальной психологии как науки;
- представлять основные социально-психологические закономерности поведения личности и механизмы влияния социальных факторов;
- представлять основные закономерности функционирования и развития групп.
Курс «Социальная психология» предполагает лекционные и семинарские формы. На лекционных и семинарских занятиях рассматриваются более углубленно ключевые зарубежные социально-психологические теории.


Методические рекомендации
по самостоятельной подготовки тем курса «Социальная психология»

1.         Общие замечания
Самостоятельная подготовка тем предполагает:
·       прочтение источников, указанных к теме;
·       конспектирование основных идей, заключающих в себе ответы на каждый из вопросов занятия;
·       письменное выполнение практических заданий, представленных в каждой теме курса занятий.

2. Содержание курса занятий и практические задания

Тема 1. Социальная психология как наука и практика
Цели и задачи раздела: изучить проблемы предмета социальной психологии, социальное как специфический феномен и общую специфику социальной психологии.
Требования к базовым знаниям студента по данному разделу: студенты должны знать проблемы предмета социальной психологии, социальное как специфический феномен и общую специфику социальной психологии.

Описание всех видов работы студента при изучении раздела:

·         изучение теории раздела:
Лекция 1. Проблема предмета социальной психологии.
Лекция 2. Социальное  как специфический феномен.
Лекция 3. Общая специфика социальной психологии.

Литература: Московцева О.В. Социальная психология: Конспект лекций. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. 59 с.

·         выполнение практических заданий раздела;
Дайте аргументированные письменные ответы:
Задание 1. Если сейчас в группу придут социолог, социальный психолог, психолог, то что будут они исследовать? Объект исследований – группа людей, а каков предмет у этих исследователей?
Задание 2. Перечислите социально-психологические явления, возникающие в учебной ситуации.
Задание 3. Определите предметы трех наук (социологии, психологии, социальной психологии) по отношению к такому социальному явлению как БОМЖ.

·         выполнение контрольных работ раздела;
не предусмотрены

·         возможности самопроверки для студента по изученному им разделу.
Контрольные вопросы к теме 1

Описание форм промежуточного и итогового контроля знаний:

·         перечень контрольных работ
не предусмотрены

·         описание форм итогового контроля знаний;
Контрольные вопросы к теме 1

·         перечень вопросов для итогового контроля знаний.
Контрольные вопросы к теме 1
1.    Раскройте объект и предмет социальной психологии.
2.    Покажите на конкретных примерах отличие предмета социальной психологии от предмета общей психологии.
3.    В чем заключалась дискуссия о предмете социальной психологии в отечественной психологии.
4.    Раскройте сущность социального как специфического феномена.
5.    Назовите три уровня существования научного знания. Раскройте их сущность относительно специфики социальной психологии.
6.    Раскройте иерархию и соотношение социально-психологических феноменов.
7.    Перечислите методы социально-психологических исследований.
8.    Назовите прикладные отрасли социальной психологии и обозначьте их отличие от других прикладных отраслей психологии.


Тема 2. Основные этапы развития социальной психологии.
Цели и задачи раздела: изучить научные и социальные предпосылки выделения социальной психологии как самостоятельной науки, экспериментальный этап развития социальной психологии, теоретико-методологические основы прикладной зарубежной и отечественной социальной психологии на современном этапе развития.
Требования к базовым знаниям студента по данному разделу: студенты должны знать научные и социальные предпосылки выделения социальной психологии как самостоятельной науки, экспериментальный этап развития социальной психологии, теоретико-методологические основы прикладной зарубежной и отечественной социальной психологии на современном этапе развития.

Описание всех видов работы студента при изучении раздела:

·         изучение теории раздела:

Лекция 1. Научные и социальные предпосылки выделения социальной психологии как самостоятельной науки.
Лекция 2. Экспериментальный этап развития социальной психологии
Лекция 3. Этапы становления социальной психологии в России
Лекция 4. Теоретико-методологические основы прикладной зарубежной и отечественной социальной психологии на современном этапе развития.

Литература: Московцева О.В. Социальная психология: Конспект лекций. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. 59 с

·         выполнение практических заданий раздела;
Дайте аргументированные письменные ответы:
Задание 4. Составьте схему или таблицу, отражающую поэтапное историческое формирование социальной психологии как науки.
Задание 5. Составьте таблицу, отражающую поэтапное формирование социально-психологических идей в России.
Задание 6. Составьте схему, отражающую состояние прикладной социальной психологии на современном этапе.

·         выполнение контрольных работ раздела;
не предусмотрены

·         возможности самопроверки для студента по изученному им разделу.
Контрольные вопросы к теме 2

Описание форм промежуточного и итогового контроля знаний:

·         перечень контрольных работ
не предусмотрены

·         описание форм итогового контроля знаний;
Контрольные вопросы к теме 2

·         перечень вопросов для итогового контроля знаний.
Контрольные вопросы к теме 2
1. Перечислите предпосылки становления социальной психологии как науки.
2. Какие основные этапы в развитии социальной психологии вы можете назвать, и каковы их основные достижения.
3 .Перечислите основные направления современной американской и западно-европейской социальной психологии.
4. Проведите сравнительный анализ подходов к исследованию социально-психологических феноменов в перечисленных выше направлениях.
5. Раскройте этапы становления отечественной социальной психологии.
6. Раскройте особенности теоретико-методологических основ прикладной социальной психологии на современном этапе развития.



Тема 3. Проблемы личности в социальной психологии.
Цели и задачи раздела: изучить специфику социально-психологического подхода к пониманию личности, представления о личности в зарубежной социальной психологии, представления о личности в отечественной социальной психологии, проблемы исследования личности в социальной психологии.
Требования к базовым знаниям студента по данному разделу: студенты должны знать специфику социально-психологического подхода к пониманию личности, представления о личности в зарубежной социальной психологии, представления о личности в отечественной социальной психологии, проблемы исследования личности в социальной психологии.

Описание всех видов работы студента при изучении раздела:

·         изучение теории раздела:

Лекция 1. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности.
Лекция 2. Представления о личности в зарубежной социальной психологии.
Лекция 3. Представления о личности в отечественной социальной психологии.
Лекция 4. Проблемы исследования личности в социальной психологии.

Литература: Московцева О.В. Социальная психология: Конспект лекций. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. 59 с

·         выполнение практических заданий раздела;
Дайте аргументированные письменные ответы:
Задание 7. Рожденное существо – это человек?  Аргументируйте свою точку зрения.
Задание 8. Покажите на конкретных примерах достоинства и недостатки моделей личности, рассматриваемых социальной психологией: человек реагирующий (механический), человек когнитивный (познающий), человек психоэнергитический, человек самореализующийся, человек качественный, человек ролевой, человек психодинамический, человек как совокупность отношений.
Задание 9. Приведите примеры своих социальных установок.
Задание 10. Покажите в приведенных вами примерах социальных установок эмоциональный, когнитивный и поведенческий их компонент.
Задание 11. Ответьте, что такое «Я» в вашем понимании?
Задание 12. Определите границы «Я» человека.
Задание 13. В отечественной и зарубежной психологии сформировалась точка зрения на «Я-концепцию» как на социальную установку. Следовательно, можно рассмотреть самоотношение через три уровня: когнитивный, аффективный и поведенческий. Дайте определении и отличите данные аспекты самоотношения.


·         выполнение контрольных работ раздела;
не предусмотрены

·         возможности самопроверки для студента по изученному им разделу.
Контрольные вопросы к теме 3

Описание форм промежуточного и итогового контроля знаний:

·         перечень контрольных работ
не предусмотрены

·         описание форм итогового контроля знаний;
Контрольные вопросы к теме 3

·         перечень вопросов для итогового контроля знаний.
Контрольные вопросы к теме 3
1. В чем заключается специфика  социально-психологического подхода к пониманию личности.
2. Сравните зарубежные теоретические социально-психологические подходы к пониманию личности. В чем их достоинства и недостатки.
3. Приведите примеры использования данных моделей в прикладной социальной психологии.
4. Раскройте и сравните основные отечественные социально-психологические подходы к пониманию личности.
5. Обозначьте основной круг проблем исследования личности в социальной психологии.


Тема 4. Общая характеристика больших групп и массовидных явлений.
Цели и задачи раздела: изучить общую характеристику больших групп, слухи и панику как массовидные явления.
Требования к базовым знаниям студента по данному разделу: студенты должны знать общую характеристику больших групп, слухи и панику как массовидные явления.

Описание всех видов работы студента при изучении раздела:

·         изучение теории раздела:

Лекция 1. Общая характеристика больших групп.
Лекция 2. Слухи и паника как массовидные явления.

Литература: Московцева О.В. Социальная психология: Конспект лекций. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. 59 с

·         выполнение практических заданий раздела;
Дайте аргументированные письменные ответы:
Задание 14.Дайте краткое описание больших социальных групп, к которым вы можете себя отнести.
Задание 15. Дайте 2-3 практические рекомендации, как вести себя в толпе футбольных фанатов, если вы случайно оказались в ней.
Задание 16. Попробуйте сформулировать социально-психологические отличия русских от казахов, украинцев, немцев.
Задание 17. Приведите примеры проявления феномена деиндивидуализации личности в вашей студенческой группе.
Задание 18. Какие факторы способствовали обезличиванию в приведенном вами примере?
Задание 19. Вспомните и приведите примеры проявления феномена деиндивидуализации, демонстрируемые в отечественных и зарубежных художественных фильмах.

·         выполнение контрольных работ раздела;
не предусмотрены

·         возможности самопроверки для студента по изученному им разделу.
Контрольные вопросы к теме 3

Описание форм промежуточного и итогового контроля знаний:

·         перечень контрольных работ
не предусмотрены

·         описание форм итогового контроля знаний;
Контрольные вопросы к теме 4.

·         перечень вопросов для итогового контроля знаний.
Контрольные вопросы к теме 4:
1. Что понимается под большими социальными группами? На какие виды они разделяются?
2. Дайте характеристику уровням развития больших социальных групп.
3. Какие основные элементы составляют психологию больших социальных групп?
4. В каких формах проявляется психология больших социальных групп?
5. Какие признаки характеризуют толпу как социальную группу?
6. Назовите основные вилы толпы.
7. Чем наиболее принципиально различается поведение человека в толпе и вне толпы?
8. Какие социальные условия являются благоприятным и для возникновения слухов в больших группах?
9. В чем состоят основные функции слухов?
10. Что характеризует панику как социально-психологическое явление?
11. Что предрасполагает к возникновению панических состояний людей?



V. Материалы для контроля – Контрольные вопросы Социальная психология.doc

Контрольные вопросы по дисциплине  «Социальная психология» для специальности  030602 – «Связи с общественностью» (заочная форма обучения)

1.      Социальная психология как наука.
2.      Этические проблемы социально-психологических исследований.
3.      История развития социальной психологии.
4.      Социально-психологическое понимание личности.
5.      Процесс социализации: стадии, институты, механизмы и виды.
6.      Механизмы половой социализации
7.      Социальный контроль как регулятор поведения.
8.      Основы ролевой теории.
9.      Социальная установка и структура диспозиций по В.А.Ядову.
10.  Формирование самосознания и структура «Я» по У. Джемсу.
11.  Формирование самосознания с позиций интеракционизма.
12.  Структура самосознания.
13.  Генезис самосознания: стадии и механизмы.
14.  Социальное мышление.
15.  Теория каузальной атрибуции.
16.  Общая характеристика взаимоотношений.
17.  Аттракция и определяющие ее факторы
18.  Факторы и механизмы неприязни и агрессии.
19.  Классификация групп и отличительные признаки малой группы.
20.  Социально-психологическая структура группы.
21.  Процесс группообразования и развития малой группы.
22.  Теория группового развития У. Бенниса и Г. Шепарда.
23.  Теории коллектива в отечественной психологии.
24.  Теория поля и групповая динамика по К. Левину.
25.  Социально-психологические явления в малой группе.
26.  Механизмы социального научения по А. Бандуре.
27.  Механизмы социального поведения по Дж. Хомансу.
28.  Теория взаимозависимости Г.Келли и Дж. Тибо.
29.  Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.
30.  Психологические особенности больших социальных общностей и массовидных явлений.



VII. Пособие по организации дистанционного обучения

по дисциплине  «Социальная психология» для специальности  030602 – «Связи с общественностью» (заочная форма обучения)


Это Пособие призвано дать студенту представление о стиле и характере обучения без непосредственного контакта с преподавателем и сокурсниками.

  • Организационные вопросы

Общая схема и порядок организации дистанционного обучения:

Перечень тем и разделов курса
Количество дней для изучения
Типы мероприятий
Длительность мероприятий (даты начала-окончания)
Форма контроля
Тема 1. Социальная психология как наука.
30
самостоятельная работа с теоретическим материалом
01.11 -30.11
выполнение заданий
Тема 2. Основные этапы развития социальной психологии
31
самостоятельная работа с теоретическим материалом
01.12 -31.12
выполнение заданий
Тема 3. Проблемы личности в социальной психологии
31
самостоятельная работа с теоретическим материалом
01.01 -31.01
выполнение заданий
Тема 4. Общая характеристика больших групп и массовидных явлений.
28
самостоятельная работа с теоретическим материалом
01.02 -28.02
выполнение заданий и
итоговое тестирование

Самостоятельная работа с теоретическим материалом происходит в соответствии с темами по специальной литературе:
  1. Обязательная литература (книги, электронные издания)
Московцева О.В. Социальная психология: Конспект лекций. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. 59 с.
  1. Дополнительные источники (периодические издания, интернет-ресурсы и др.).
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: МГУ, 1988.
Майерс Д. Социальная психология. С-Пб.: Питер, 1997.

Важно соблюдать Календарный план и своевременно выполнять задания. Использование СДО Прометей, мероприятия курса и электронные семинаров не предполагаются

  • Оценивание и консультации
Оцениваемые задания (мероприятия) курса студент присылает на электронный адрес преподавателя.
Студент может ожидать оценку за выполненное задание в течение 15 дней. Консультации с преподавателем осуществляются посредством электронной почты и ICQ.

  • Технические вопросы
  • Минимальные аппаратные требования:
    • процессор – Celeron
    • оперативная память – 256 Мб и более
    • память на жестком диске – 10 Мб
    • наличие CD-ROM – не обязательно
    • звуковой карты – не обязательно.
  • Минимальные системные требования (операционная система) – Windows 98 и выше.
  • Минимальные требования к интернет-соединению – модемная связь 32 кбит.
  • Перечень необходимого программного обеспечения – ОС Windows, MS Word 97 и выше, IE 5.0 и выше.


Iklan Atas Artikel

Iklan Tengah Artikel 1

Iklan Tengah Artikel 2

Iklan Bawah Artikel