Квалификационные характеристики должностей работников образования
3:41 PM
Edit
Квалификационные характеристики должностей
работников образования»
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих (далее – ЕКС) предназначен для решения вопросов, связанных с
регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления
персоналом образовательных учреждений и организаций независимо от их
организационно-правовых форм и форм собственности.
2. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
образования» ЕКС состоит из четырех разделов: I – «Общие положения», II – «Должности
руководителей», III – «Должности педагогических работников», IV – «Должности
учебно-вспомогательного персонала».
3. Требования, предъявляемые ЕКС к работникам образования направлены на
повышение результативности их труда, трудовой активности, деловой инициативы и
компетентности работников образования, наиболее полное использование их
профессионального и творческого потенциала, рациональную организацию труда и
обеспечение его эффективности. При этом под компетентностью понимается качество
действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение
профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также
готовность нести ответственность за свои действия. К основным составляющим
компетентности работников образования относятся: профессиональная,
коммуникативная, инновационная, правовая.
Основные составляющие
компетентности руководителей
Профессиональная
компетентность – качество действий руководителя,
обеспечивающих своевременное и оптимальное решение управленческих проблем и
типичных профессиональных задач; видение проблем и их преодоление; нахождение
нестандартных решений задач; гибкость и готовность принимать происходящие
изменения, умение их инициировать и управлять ими; владение современными
технологиями управления качеством образования, коллективом; владение проектными
технологиями; умение видеть, развивать возможности и ресурсы работников.
Коммуникативная
компетентность – качество действий руководителя,
обеспечивающих эффективное взаимодействие с различными организациями, органами власти и управления,
их представителями; владение деловой
перепиской; умение вести переговоры, выполнять представительские функции,
общаться с коллегами по работе;
способность разрешения напряженных и конфликтных ситуаций,
стимулирования партнера к прояснению его позиций, предложений; владение навыками ораторского искусства,
активного слушания (умение слышать и понимать партнера), аргументации и
убеждения, мотивации подчиненных.
Информационная компетентность – качество действий руководителя, обеспечивающих эффективное
восприятие и оценку информации, отбор и синтез информации в соответствии с
системой приоритетов; использование
информационных технологий в управленческой деятельности, работа с различными
информационными источниками и ресурсами, позволяющими проектировать решение
управленческих, педагогических проблем и практических задач, ведение школьной
документации на электронных носителях.
Правовая компетентность – качество действий руководителя, обеспечивающих эффективное
использование в управленческой деятельности законодательных и иных нормативных
правовых документов органов
власти; разработку локальных нормативных правовых актов; принятие
управленческих решений в рамках существующей законодательной базы.
Основные составляющие
компетентности
педагогических работников
Профессиональная
компетентность – качество действий работника,
обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и
типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях
педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными
образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики
(опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической
коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими
средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей,
новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик
преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками,
детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.
Информационная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск,
структурирование информации, её адаптацию к особенностям педагогического
процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными
информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными
информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми
программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение
педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных
рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная
деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности,
использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых
образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной
документации на электронных носителях.
Коммуникативная
компетентность – качество действий работника,
обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим
человеком; установление контакта с обучающимися
(воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами их
замещающими), коллегами по работе;
умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с
людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных
социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию;
владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи,
публичным представлением результатов
своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
Правовая компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное
использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов
власти для решения соответствующих профессиональных задач.
Основные составляющие
компетентности
учебно-вспомогательного
персонала
Профессиональная
компетентность – качество действий работника,
обеспечивающих эффективное решение типичных профессиональных задач, возникающих
в реальных ситуациях, связанных с обучением и воспитанием обучающихся
(воспитанников, детей); владение необходимыми методическими приемами и
средствами, их качественное применение.
Информационная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск,
структурирование информации, её адаптацию к особенностям образовательного
процесса, использование различных информационных ресурсов, профессиональных
инструментов, готовых программно-методических комплексов для выполнения типичных
профессиональных практических задач; использование компьютерных и
мультимедийных технологий в образовательном процессе, ведение школьной документации
на электронных носителях.
Коммуникативная
компетентность – качество действий работника,
обеспечивающих эффективное установление контакта и взаимодействие с
обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями, (лицами их
замещающими), коллегами по работе;
умение реализовывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с
людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения поставленных
целей; владение приемами убеждения,
государственным языком, грамотной официальной письменной речью, техникой
общения и профессиональным этикетом.
Правовая компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное
использование в профессиональной деятельности нормативных правовых документов
для решения профессиональных задач.
4.
Квалификационные характеристики, содержащиеся в разделе «Квалификационные
характеристики должностей работников образования» ЕКС (далее – квалификационные
характеристики), призваны способствовать правильному подбору и расстановке
кадров, повышению их деловой квалификации, рациональному разделению труда,
созданию действенного механизма разграничения функций, полномочий и
ответственности между работниками, а также установлению единых подходов в
определении их должностных обязанностей и предъявляемых к ним квалификационных
требований.
5.
Квалификационные характеристики могут применяться в качестве нормативных документов
или служить основой для разработки должностных инструкций, содержащих
конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности
работников. При необходимости должностные обязанности, включенные в
квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены
между несколькими исполнителями.
6.
Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела:
«Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации».
В
разделе «Должностные обязанности» содержится перечень основных трудовых
функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику,
занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и
взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить
оптимальную специализацию по должностям служащих.
В
разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к
работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных
нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов
и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных
обязанностей.
В
разделе «Требования к квалификации» определены необходимые для выполнения
должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника,
удостоверяемый документами об образовании, а
также требования к стажу работы.
7.
При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ,
которые свойственны соответствующей должности в конкретных
организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не
совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся, воспитанников
учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по
санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т.п.), а также
установление требований к необходимой специальной подготовке работников.
8.
В целях совершенствования организации и повышения эффективности труда
работников учреждения возможно расширение круга их обязанностей по сравнению с
установленными соответствующей квалификационной характеристикой. В этих случаях
без изменения должностного наименования работнику может быть поручено
выполнение обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками
других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение
которых не требует другой специальности и квалификации.
9.
При разработке должностных инструкций по должностям работников, относящимся к
общеотраслевым должностям служащих, а также по должностям работников,
свойственным другим видам экономической деятельности (медицинские работники,
работники культуры: художественные руководители, дирижеры, режиссеры,
балетмейстеры, хормейстеры, работники библиотек и др.), применяются
квалификационные характеристики, предусмотренные для соответствующих должностей
служащих с уточнением перечня работ, которые свойственны соответствующей
должности в конкретных организационно-педагогических условиях.
9.
Должностное наименование «старший» применяется при условии, если работник
наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности,
осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность «старшего»
может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в
непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции
руководства самостоятельным участком работы.
10. Лица, не имеющие специальной подготовки или
стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но
обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие
качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации
аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на
соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и
стаж работы.