СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Библиотечное обслуживание пожилых людей и инвалидов»
11:58 AM
Edit
СОЦИАЛЬНЫЙ
ПРОЕКТ
«Библиотечное обслуживание
пожилых людей и инвалидов»
Автор проекта: Бурцева Елена Евгеньевна – специалист по социальной работе отделения
милосердия ОГБУ СО «Дом – интерна для престарелых и инвалидов г.Черемхово и
Черемховского района»
Идея проекта: библиотерапия, как форма
социальной реабилитации и организации досуга граждан, проживающих в доме –
интернате.
Считается, что библиотерапия появилась очень давно. Еще при входе в
библиотеку египетского фараона Рамзеса II висела табличка: «Лекарство для души». Так в те далекие времена понимали значение книги.
библиотеку египетского фараона Рамзеса II висела табличка: «Лекарство для души». Так в те далекие времена понимали значение книги.
Библиотерапия - это одна из форм психотерапии, направленная на
улучшение состояния читателя. Она
довольно сильно и длительно воздействует на человека. Терапевтический эффект достигается не просто
за счет узнавания в тексте своей
травмирующей ситуации и типа эмоционального реагирования, но и за
счет формирования у читателя активной
самостоятельной жизненной позиции, которая
помогает справляться с проблемами в будущем. Иными словами, за счет возможности стать психотерапевтом для самого
себя. Таким образом, выбор книг
становится делом весьма ответственным и сугубо индивидуальным. Книги должны быть качественными во всех отношениях.
становится делом весьма ответственным и сугубо индивидуальным. Книги должны быть качественными во всех отношениях.
Чтение и библиотека в жизни людей с
ограниченными возможностями, живущих в социальном учреждении, значат гораздо больше, чем в жизни многих других людей. Именно книга становится связующим звеном между ними и окружающим миром, дает
знания о вещах и понятиях, недоступных
для них. Кроме получения информации
большинство инвалидов испытывают необходимость
в межличностном общении. Крайне важно при обслуживании обеспечить им максимальный психологический
комфорт и к каждому найти индивидуальный
подход.
Цели библиотерапии :
- способствование воспитанию силы воли, оптимизма, веры в себя;
- поднятие настроения, отвлечению от навязчивых мыслей.
- способствование воспитанию силы воли, оптимизма, веры в себя;
- поднятие настроения, отвлечению от навязчивых мыслей.
Задачи библиотерапии:
- обеспечить информационные потребности инвалидов;
- дать читателю наиболее полную информацию по его проблеме;
- помочь разобраться в возможностях разрешения этих проблем;
- сформировать сознание того, что и другие люди сталкивались с подобными
проблемами, показать решение ими этих проблем.
- организовать досуг граждан пожилого возраста и инвалидов живущих в учреждении;
- обеспечить информационные потребности инвалидов;
- дать читателю наиболее полную информацию по его проблеме;
- помочь разобраться в возможностях разрешения этих проблем;
- сформировать сознание того, что и другие люди сталкивались с подобными
проблемами, показать решение ими этих проблем.
- организовать досуг граждан пожилого возраста и инвалидов живущих в учреждении;
Реабилитацию инвалидов методом библиотерапии осуществляют специалисты по
социальной работе и работник центральной
городской библиотеки, с которой заключен договор социального партнерства. В их задачи входит:
информирование и консультирование инвалидов в области литературы;
обучение инвалида навыкам пользования библиотечными книгами и другими источниками
информации;
оказание содействия инвалидам в обеспечении книгами и журналами;
организация и проведение досуговых и праздничных мероприятий.
Можно определить ряд основных проблем, помощь в решении которых
способна оказать библиотека:
- правовая защита;
- организация общения и досуга;
- социализация в общественную жизнь;
- творческое развитие.
Этапы реализации проекта
Деятельность библиотеки ведется по двум
основным направлениям -
информационное обслуживание и организация досуга.
информационное обслуживание и организация досуга.
На первом этапе специалистом по социальной работе проводится исследование
«Выявление и изучение читательских интересов, информационных
потребностей пожилых людей и инвалидов».
Для пожилых людей и инвалидов организуются дни
информации, составляются рекомендательные списки литературы, оформляются тематические папки-досье.
информации, составляются рекомендательные списки литературы, оформляются тематические папки-досье.
Второй этап - «Библиотека по
телефону». Специалист по социальной работе составляет и осуществляет заявку на
доставку книг из центральной городской библиотеки по телефонному номеру
специалиста, занимающегося данным вопросом. Согласно заявке, работник
библиотеки подбирает литературу и доставляет ее гражданам, проживающим в
учреждении.
Третий этап. Предоставление информации практического
характера, которая может быть
представлена в форме картотеки с
разделами, расположенными в алфавитном порядке: о работе аптек, банков,
медицинских и правоохранительных учреждений, различных общественных организаций и пр.
Каждая карточка должна содержать следующую информацию: название предприятия или
организации, адрес, телефоны, время работы и приема посетителей. Картотека
социальной информации может содержать расписание движения транспорта, карты города.
Помимо этого необходимо сформировать папки документов по интересующим темам,
например: «Пенсионное обеспечение», «Социальный пакет инвалида», «Образцы
написания заявлений, жалоб и других
документов», «Социальная защита».
Четвертый этап. Обучение компьютерной грамотности.
Среди пожилых людей и инвалидов, проживающих в социальном учреждении, достаточно много одиноких людей, родственники которых живут вдали от них. Поэтому общение в режиме реального времени со своими близкими очень актуально для этой категории пользователей.
Для реализации этой программы необходимо провести практические занятия для людей с ограниченными возможностями здоровья по пользованию электронной почтой.
Четвертый этап. Обучение компьютерной грамотности.
Среди пожилых людей и инвалидов, проживающих в социальном учреждении, достаточно много одиноких людей, родственники которых живут вдали от них. Поэтому общение в режиме реального времени со своими близкими очень актуально для этой категории пользователей.
Для реализации этой программы необходимо провести практические занятия для людей с ограниченными возможностями здоровья по пользованию электронной почтой.
Пятый этап. Работа
клуба «Книголюб». При этом библиотека оставляет за собой содержательную
часть организации работы клуба, а учреждение - организацию чайных столов, приобретение сувениров
для участников
мероприятий. В рамках планирования работы клуба - проведение
литературных вечеров, викторин, презентаций книжных новинок, обзоров
литературно-художественных журналов, встреч с интересными людьми и другие мероприятия.
Заключительный этап. Проведение мониторингов - систематический
сбор и обработка информации. В нашем случае мониторинг преследует две
цели:
- выявление и охват библиотечными услугами максимального числа
инвалидов и людей старшего поколения, проживающих в доме - интернате;
- укрепление у граждан, проживающих в учреждении, авторитета библиотеки как социально значимого учреждения.
мероприятий. В рамках планирования работы клуба - проведение
литературных вечеров, викторин, презентаций книжных новинок, обзоров
литературно-художественных журналов, встреч с интересными людьми и другие мероприятия.
Заключительный этап. Проведение мониторингов - систематический
сбор и обработка информации. В нашем случае мониторинг преследует две
цели:
- выявление и охват библиотечными услугами максимального числа
инвалидов и людей старшего поколения, проживающих в доме - интернате;
- укрепление у граждан, проживающих в учреждении, авторитета библиотеки как социально значимого учреждения.
Приложение
№1
ЗАЯВЛЕНИЕ - ОБЯЗАТЕЛЬСТВО
заочного читателя в Центральной библиотеке г.Черемхово
Прошу записать меня читателем заочного абонемента Вашей библиотеки.
Нуждаюсь в «говорящей», рельефно-точечной, плоскопечатной литературе (нужное подчеркнуть).
Сообщаю основные сведения о себе:
1. Фамилия, имя, отчество_________________________________________
2. Адрес_________________________________________________________
3. Год рождения _________________________________________________
4. Паспорт: серия _____№ ________выдан (когда, кем)_________________ _________________________________________________________________
Беру на себя следующие обязательства:
1. Строго соблюдать сроки пользования книгой, установленные библиотекой.
2. При перемене места жительства в десятидневный срок сообщить в
библиотеку свой новый адрес.
3. Бережно и аккуратно обращаться с библиотечными книгами, не делать в
книгах пометок, не перегибать листы, сохранять книги от порчи и хищений.
4. В случае утери или порчи книг обязуюсь возместить библиотеке их фактическую стоимость.
заочного читателя в Центральной библиотеке г.Черемхово
Прошу записать меня читателем заочного абонемента Вашей библиотеки.
Нуждаюсь в «говорящей», рельефно-точечной, плоскопечатной литературе (нужное подчеркнуть).
Сообщаю основные сведения о себе:
1. Фамилия, имя, отчество_________________________________________
2. Адрес_________________________________________________________
3. Год рождения _________________________________________________
4. Паспорт: серия _____№ ________выдан (когда, кем)_________________ _________________________________________________________________
Беру на себя следующие обязательства:
1. Строго соблюдать сроки пользования книгой, установленные библиотекой.
2. При перемене места жительства в десятидневный срок сообщить в
библиотеку свой новый адрес.
3. Бережно и аккуратно обращаться с библиотечными книгами, не делать в
книгах пометок, не перегибать листы, сохранять книги от порчи и хищений.
4. В случае утери или порчи книг обязуюсь возместить библиотеке их фактическую стоимость.
Подпись читателя
Дата
Дата