-->

Ads

Принципы формирования профессиональных квалификационных групп должностей работников образования



Принципы формирования профессиональных квалификационных групп должностей работников образования


Должности работников образования представлены в четырех профессиональных квалификационных группах: две профессиональные квалификационные группы сформированы из должностей работников учебно-вспомогательного персонала, учитывая различные требования к их  квалификации, одна группа – из должностей педагогических работников и еще одна группа – из должностей руководителей структурных подразделений.
Необходимо иметь в виду, что должности, включенные в профессиональную квалификационную группу педагогических работников, не могут быть отнесены ни к какой другой категории персонала.
Однако в нормативных правовых актах, устанавливающих системы оплаты труда работников образования в некоторых субъектах РФ, такие изменения неправомерно допускаются. Например, такие педагогические работники, как воспитатели, воспитатели групп продленного дня, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования необоснованно относятся к учебно-вспомогательному персоналу, а в отдельных случаях, напротив, к категории педагогических работников отнесены хормейстеры, балетмейстеры, массажисты, которые  педагогическими работниками не являются, а относятся либо к работникам культуры, либо к медицинскому персоналу.
Следует также обратить внимание на  неточность, которая, по нашему мнению, допущена в пункте 46 Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования (утверждено постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 521) при перечислении педагогических работников. В соответствии с этим пунктом к педагогическим работникам отнесены преподаватели, мастера производственного обучения, старшие мастера производственного обучения. Остальные работники (помимо руководящих работников) в соответствии с этим пунктом относятся либо к учебно-вспомогательному, либо к иному персоналу.
Означает ли это, что в учреждениях начального профессионального образования не должно быть воспитателей (при наличии общежитий), педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, методистов, преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности, руководителей физвоспитания и некоторых других педагогических работников, либо все перечисленные работники являются учебно-вспомогательным и иным персоналом?
Кроме того, в указанном пункте появилось новое наименование должности, отнесенной к педагогическим работникам. -  «старший мастер производственного обучения», которой не предусмотрено в профессиональной квалификационной группе педагогических работников. Следует ли понимать, что указанная должность будет предусматриваться в образовательных учреждениях начального профессионального образования наряду с должностью старшего мастера, отнесенной к профессиональной квалификационной группе руководителей структурных подразделений, либо она заменяет должность старшего мастера? Ответов на эти вопросы пока нет. Считаем, что в этой части вышеуказанное Типовое положение нуждается в корректировке.
Если характеризовать принципы формирования профессиональных квалификационных групп работников образования, которые утверждены указанными выше приказами, то должности работников образования, входящие в одну профессиональную квалификационную группу (кроме должностей работников учебно-вспомогательного персонала первого уровня) структурированы по квалификационным уровням  в зависимости от сложности выполняемой работы, как это и предусмотрено приказом Миндздравсоцразвития России от 06.08.2007 г. № 525.
Необходимо отметить, что все должности педагогических работников, как имеющие важное социальное значение, отнесены к профессиональной квалификационной группе должностей служащих, требующих   наличия высшего профессионального образования, несмотря на то, что  минимальным требованием к уровню квалификации для осуществления  педагогической деятельности большинства  работников по-прежнему является наличие среднего профессионального образования, что следует из квалификационных характеристик должностей работников образования, утвержденных приказом  Министерства здравоохранения и социального  развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. № 593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника  должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
Должности работников высшего и дополнительного профессионального образования представлены в двух  профессиональных квалификационных группах:  одна профессиональная квалификационная группа сформирована из должностей работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, другая -  из должностей  профессорско-преподавательского состава и  руководителей структурных подразделений.
 При этом, профессиональная квалификационная группа должностей работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала сформирована с учетом требований о наличии высшего профессионального образования.
Профессии рабочих и должности служащих, в том числе руководителей структурных подразделений учреждений, требующих наличия начального или среднего профессионального образования, а также профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования, в профессиональную квалификационную группу должностей работников высшего и дополнительного образования не включены из-за  отсутствия таких должностей и профессий для этого  уровня образования по виду экономической деятельности «Образование».
Необходимо также  учесть, что  должности руководителей учреждений, в т.ч. образовательных учреждений,  их заместителей и главных бухгалтеров в профессиональные квалификационные группы не формируются, поскольку оплата их труда осуществляется на иных условиях, установленных постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583. 
 Что касается других должностей работников, которые фактически  заняты на работе в образовательных учреждениях, например,  врачи, медицинские сестры, библиотечные работники, художественные руководители, хормейстеры, балетмейстеры, инженеры, лаборанты, техники, бухгалтеры, рабочие различных профессий и др.,  то по всем перечисленным должностям сформированы другие профессиональные квалификационные группы.
Так, профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников утверждены приказом Минздравсоцразвития России  от 6 августа 2007 г. № 526; профессиональные квалификационные группы должностей работников культуры, искусства и кинематографии - приказом  Минздравсоцразвития России  от 31 августа 2007 г. № 570; профессиональные квалификационные группы общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих - приказом Минздравсоцразвития России  от 29.05.2008 г. № 247н; профессиональные  квалификационные группы общеотраслевых профессий рабочих - приказом Минздравсоцразвития России  от 29.05.2008 г. № 248н.
Образовательные учреждения, имеющие в штате должности работников, включенные в профессиональные квалификационные группы других видов экономической деятельности, применяют их с учетом использованных при их формировании принципов структурирования должностей по квалификационным уровням.

Iklan Atas Artikel

Iklan Tengah Artikel 1

Iklan Tengah Artikel 2

Iklan Bawah Artikel