Принципы формирования профессиональных квалификационных групп должностей работников образования
3:37 PM
Edit
Принципы формирования профессиональных квалификационных групп должностей работников образования
Должности
работников образования представлены в четырех профессиональных квалификационных
группах: две профессиональные квалификационные группы сформированы из
должностей работников учебно-вспомогательного персонала, учитывая различные
требования к их квалификации, одна
группа – из должностей педагогических работников и еще одна группа – из
должностей руководителей структурных подразделений.
Необходимо иметь
в виду, что должности, включенные в профессиональную квалификационную группу
педагогических работников, не могут быть отнесены ни к какой другой категории
персонала.
Однако в
нормативных правовых актах, устанавливающих системы оплаты труда работников
образования в некоторых субъектах РФ, такие изменения неправомерно допускаются.
Например, такие педагогические работники, как воспитатели, воспитатели групп
продленного дня, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги
дополнительного образования необоснованно относятся к учебно-вспомогательному
персоналу, а в отдельных случаях, напротив, к категории педагогических
работников отнесены хормейстеры, балетмейстеры, массажисты, которые педагогическими работниками не являются, а
относятся либо к работникам культуры, либо к медицинскому персоналу.
Следует также
обратить внимание на неточность,
которая, по нашему мнению, допущена в пункте 46 Типового положения об
образовательном учреждении начального профессионального образования (утверждено
постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 521) при
перечислении педагогических работников. В соответствии с этим пунктом к
педагогическим работникам отнесены преподаватели, мастера производственного
обучения, старшие мастера производственного обучения. Остальные работники
(помимо руководящих работников) в соответствии с этим пунктом относятся либо к
учебно-вспомогательному, либо к иному персоналу.
Означает ли это,
что в учреждениях начального профессионального образования не должно быть
воспитателей (при наличии общежитий), педагогов-психологов, педагогов
дополнительного образования, методистов, преподавателей-организаторов основ
безопасности жизнедеятельности, руководителей физвоспитания и некоторых других
педагогических работников, либо все перечисленные работники являются
учебно-вспомогательным и иным персоналом?
Кроме того, в
указанном пункте появилось новое наименование должности, отнесенной к
педагогическим работникам. - «старший
мастер производственного обучения», которой не предусмотрено в профессиональной
квалификационной группе педагогических работников. Следует ли понимать, что
указанная должность будет предусматриваться в образовательных учреждениях
начального профессионального образования наряду с должностью старшего мастера,
отнесенной к профессиональной квалификационной группе руководителей структурных
подразделений, либо она заменяет должность старшего мастера? Ответов на эти
вопросы пока нет. Считаем, что в этой части вышеуказанное Типовое положение
нуждается в корректировке.
Если
характеризовать принципы формирования профессиональных квалификационных групп
работников образования, которые утверждены указанными выше приказами, то
должности работников образования, входящие в одну профессиональную
квалификационную группу (кроме должностей работников учебно-вспомогательного
персонала первого уровня) структурированы по квалификационным уровням в зависимости от сложности выполняемой
работы, как это и предусмотрено приказом Миндздравсоцразвития России от
06.08.2007 г. № 525.
Необходимо
отметить, что все должности педагогических работников, как имеющие важное
социальное значение, отнесены к профессиональной квалификационной группе
должностей служащих, требующих наличия
высшего профессионального образования, несмотря на то, что минимальным требованием к уровню квалификации
для осуществления педагогической
деятельности большинства работников
по-прежнему является наличие среднего профессионального образования, что
следует из квалификационных характеристик должностей работников образования,
утвержденных приказом Министерства
здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 14 августа 2009 г. № 593 «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования».
Должности
работников высшего и дополнительного профессионального образования представлены
в двух профессиональных квалификационных
группах: одна профессиональная
квалификационная группа сформирована из должностей работников
административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, другая
- из должностей профессорско-преподавательского состава
и руководителей структурных подразделений.
При этом, профессиональная квалификационная
группа должностей работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала сформирована с учетом
требований о наличии высшего профессионального образования.
Профессии
рабочих и должности служащих, в том числе руководителей структурных
подразделений учреждений, требующих наличия начального или среднего
профессионального образования, а также профессии рабочих и должности служащих,
которые не требуют наличия профессионального образования, в профессиональную
квалификационную группу должностей работников высшего и дополнительного
образования не включены из-за отсутствия
таких должностей и профессий для этого
уровня образования по виду экономической деятельности «Образование».
Необходимо
также учесть, что должности руководителей учреждений, в т.ч.
образовательных учреждений, их
заместителей и главных бухгалтеров в профессиональные квалификационные группы
не формируются, поскольку оплата их труда осуществляется на иных условиях,
установленных постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.
Что касается других должностей работников,
которые фактически заняты на работе в
образовательных учреждениях, например,
врачи, медицинские сестры, библиотечные работники, художественные
руководители, хормейстеры, балетмейстеры, инженеры, лаборанты, техники,
бухгалтеры, рабочие различных профессий и др.,
то по всем перечисленным должностям сформированы другие профессиональные
квалификационные группы.
Так, профессиональные квалификационные группы
должностей медицинских и фармацевтических работников утверждены приказом
Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 г. № 526; профессиональные квалификационные группы
должностей работников культуры, искусства и кинематографии -
приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. № 570;
профессиональные квалификационные группы общеотраслевых должностей
руководителей, специалистов и служащих - приказом Минздравсоцразвития
России от 29.05.2008 г. № 247н;
профессиональные квалификационные группы
общеотраслевых профессий рабочих - приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2008 г. № 248н.
Образовательные
учреждения, имеющие в штате должности работников, включенные в профессиональные
квалификационные группы других видов экономической деятельности, применяют их с
учетом использованных при их формировании принципов структурирования должностей
по квалификационным уровням.