Виды нефинансовой отчетности
3:31 PM
Edit
Виды нефинансовой отчетности
В зависимости от целей и развитости компаний, отчетность по корпоративной социальной и экологической ответственности может осуществляться в пяти основных видах:
- специальный раздел в годовом отчете;
- экологический отчет, описывающий приоритеты и основные направления экологической политики компании, систему экологического менеджмента, мониторинга и контроля, воздействие на ОС, показатели и затраты на экополитику;
- отчет об устойчивом развитии, составленный в соответствии с принципами и с использованием показателей результативности Руководства GRI, стандарта АА 1000S и включающий все аспекты социальной миссии компании, ее корпоративной стратегии, культуры, социальной и экологической политики.
Ниже приводим типовые структуры четырех видов отчетности компаний (помимо специального раздела в годовом отчете) в области своей социальной и экологической ответственности.
Социальный отчет – это простой перечень и описание всех социальных, экологических, спонсорских и благотворительных проектов компании в формате, удобном для ПР-кампаний.
Экологический отчет:
• Приоритеты компании в области рационального природопользования
• Официальные документы, постановления государственных органов и концепции экологической политики
• Система экологического менеджмента
• Экологический мониторинг и производственный экологический контроль
• Воздействия компании на окружающую среду и экологические показатели
• Затраты, эффективность и экономические аспекты экологической политики
Отчет о корпоративной социальной и экологической ответственности:
• Корпоративные принципы, ценности и культура
• Миссия и стратегические цели компании
• Социальная политика по развитию коллектива
• Социальные, экологические и общественные проекты компании на местном, региональном и федеральном уровнях
• Экономические, экологические и социальные показатели
• Спонсорство и благотворительность
• Будущие вызовы и задачи компании
Отчет по устойчивому развитию:
• Корпоративные принципы, ценности и культура
• Миссия и стратегические цели компании
• Экономическая результативность и развитие
• Экологическая устойчивость производства
• Социальная политика компании
• Будущие вызовы и задачи компании
Принципиальна полная открытость всех видов данной отчетности для широкой общественности. СМИ – один из стейкхолдеров, но с особой ролью – освещение лучших практик (опыта) в этой области для их мультипликации деловым и гражданским сообществами. В России небольшая часть крупного бизнеса активно развивает формы ежегодной отчетности с использованием базовых принципов, элементов и показателей результативности международных стандартов.
Если сейчас ведущие компании и корпорации мира отчитываются о своей социальной и экологической ответственности по GRI, то это значит, что этот стандарт эффективен и общепризнан. К тому же, новый рейтинговый и инвестиционный индекс Доу-Джонса по устойчивому развитию рассчитывается именно на основе показателей, сходных с GRI. А это уже вопрос и эффективности данной работы по управлению КСО и ее прямой связи с ростом капитализации российских компаний на ведущих фондовых площадках мира. На наш взгляд, если ведущие специалисты мира уже сделали эту работу (имеется в виду Руководство GRI по отчетности в области устойчивого развития и процессный стандарт разработки социальных отчетов АА1000S), то не стоит изобретать очередной «российский велосипед» в этой области. Следует просто осваивать и внедрять эти «мягкие» стандарты - ведь они унифицированы и понятны всему развитому миру, а также всем лидерам третьего мира, активно участвующим в этом процессе, таким как Бразилия, Аргентина, Чили, Южная Корея, ЮАР и т.д. К тому же, на уровне отдельных показателей результативности (экономических, экологических и социальных) что-то добавлять, безусловно, можно с учетом российской специфики – в форме так называемых национальных (страновых) Приложений GRI.