-->

Ads

Рейтинги социально-экологической ответственности

Рейтинги социально-экологической ответственности


Важную роль для активизации и общественного мониторинга экологической и социальной ответственности российских компаний играют общероссийские рейтинги в этой области. Наиболее известными среди них являются рейтинг "Экологическая ответственность крупнейших промышленных предприятий России", разрабатываемый
Межрегиональной общественной организацией Независимая социальная природоохранная инициатива (МОО "НЕСПИ") и рейтинги прозрачности экологической отчетности и социально-экологической эффективности Международного социально-экологического союза (МСоЭС) и Независимого экологического рейтингового агентства (НЭРА).
Цели и методологии этих рейтингов существенно отличаются друг от друга.
Объектом ранжирования МОО "НЕСПИ" является «экологическая активность»: природоохранная деятельность предприятий, ее законность, полнота и активность, вне зависимости от объема собственно выбросов и загрязнения, индивидуальных для разных отраслей промышленности. В рамках рейтинга оцениваются и 20 крупнейших российских холдингов. При этом оценка в отношении холдингов учитывает двойной критерий – экологическую ответственность предприятий холдинга и информационную открытость в плане экологически значимой информации.
Рейтинг же НЭРА нацелен как раз на оценку экологического воздействия 110 компаний и входящих в них 700 предприятий по шести основным показателям, наиболее распространенным в российской практике мониторинга: использование воды из природных источников, сброс сточных вод, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, образование отходов, нарушение земель и выбросы от автотранспорта предприятий. Ранжирование компаний проведено по трем интегрированным индикаторам: уровню экологических воздействий, производимых одним работником; краткосрочным изменениям экологической эффективности (2003–2004 гг.) и долгосрочным изменениям экологической эффективности (2000–2004 гг.). В ходе составления своего рейтинга НЭРА также оценивает экологическую прозрачность компаний.

Интересно отметить, насколько отличаются результаты рейтингов этих двух организаций и насколько своеобразно они отражают уровень «экологической активности» российских компаний, с одной стороны, и уровень их воздействия на окружающую среду, с другой стороны. Так, например, первая пятерка рейтинга 20 крупнейших российских компаний-холдингов, рассчитанная по методологии МОО "НЕСПИ" выглядит следующим образом:

1. ОАО «Газпром»
2. ОАО ГМК «Норильский никель»
3. Северсталь-Групп Холдинг
4. ООО ЕвразХолдинг
5. ЗАО «Илим Плп Энтерпрайз»

В то же время, в соответствии с рейтингами НЭРА по уровню интегральных экологических издержек (воздействий) на среду с расчетом на одного работника,  эти корпорации занимают соответственно 73-е, 105-ое, 79-е, 84-е и 100-е места, по краткосрочным изменениям экологической эффективности соответственно 64-е, 96-е, 63-е, 45-е и 62-е места, а по долгосрочным изменениям экологической эффективности соответственно 74-ое, 72-ое, 52-е, 31-ое и 66-ое места.

Данные этих рейтингов, возможно и, скорее всего, не противоречат друг другу, т.к. оценивают  абсолютно разные области экологической ответственности компаний. Но они очень хорошо иллюстрируют, насколько неочевидна связь между «экологической активностью» российских компаний и их реальными уровнями нанесения ущерба окружающей среде. В то же время, следует, безусловно, учитывать и отраслевую принадлежность этих компаний. Очевидно, что экологическое воздействие предприятий пищевой промышленности «по определению» ниже нефтегазовой, химической, металлургической или лесопромышленной. Однако, среди лидеров рейтинга МОО "НЕСПИ" как раз представители «самых грязных» отраслей, что говорит только о их высокой активности в области природоохранных инициатив, внедрения систем экологического менеджмента, их юридической и, что очевидно, активной информационной и ПР поддержки. Одновременно, показательно, что рейтинги прозрачности экологической отчетности крупнейших компаний России МОО "НЕСПИ" и НЭРА во многом совпадают, а количество компаний, раскрывающих свою экологическую информацию, каждый год увеличивается. Это свидетельствует о росте сознательности и уровня социальной и экологической ответственности российских компаний, с одной стороны, а также о чрезвычайно важной роли некоммерческого сектора РФ в этой области, в том числе и рейтингующих НКО.

    Приведенные примеры добровольной нефинансовой отчетности российских компаний в области устойчивого развития и экологии, а также их рейтингование, указывают  в принципе на наметившиеся положительные тенденции в этой области в РФ. В то же время, система государственной поддержки, поощрения и регулирования этой деятельности в стране, как на федеральном, так и на региональном уровнях, начиная с 2000 года, фактически находится на уровне «невмешательства». Т.е. на государственном уровне в РФ до сих пор нет сформулированной и действенной политики приоритетов и мотивации добровольной открытой экологической отчетности (по устойчивому развитию) и корпоративной социальной ответственности в целом. Имеются серьезные пробелы и в экологическом законодательстве РФ в этой области. Так, например, в исследовании ОЭСР «Управление природоохранной деятельностью в странах ВЕКЦА»*, по результатам ранжирования экологического законодательства, критерии «Производственный экологический самоконтроль  и отчетность» и «Экологическое планирование на национальном уровне» получили наименьший балл -1 (единицу), что очевидно свидетельствует о крайне низкой внешней оценке состояния законодательного регулирования национальной экологической политики и экологической отчетности российских предприятий по сравнению с развитыми странами.
Безусловно, корпоративная отчетность в области устойчивого развития и экологической ответственности в Российской Федерации находится на стадии становления. Однако участие в этом процессе крупнейших государственных и частных корпораций, а также постепенный рост количества выпускаемых добровольных отчетов за последние три года, позволяют сделать вывод о том, что в РФ отчетность в области устойчивого развития и социально-экологической ответственности имеет хороший темп, качество, ориентированное на международные стандарты, а также неплохие перспективы. Активизация международного сотрудничества со странами Европейского союза и СНГ в этой области могло бы существенно и положительно повлиять на общее состояние государственной экологической политики в Российской Федерации, которая в настоящее время организационно раздроблена и далека от уровня ведущих развитых государств

Iklan Atas Artikel

Iklan Tengah Artikel 1

Iklan Tengah Artikel 2

Iklan Bawah Artikel